moriko_amaya

Categories:

В поисках родового гнезда #51

Раз уж я начала рассказывать про Нижний Новгород и его историю, то продолжу более глубокими изысканиями. Наверное, вам будет неинтересно, а мне вот любопытно стало узнать больше о своем «родовом гнезде».

В чек-листе приключения #наулицезима есть такой интересный пункт «Рассказать историю места, где вы живете или жили раньше». Всю жизнь я живу в Нижнем Новгороде и кое-что даже о нем уже писала, поэтому стала думать, о чем еще можно написать. Ну, и копнула поглубже.

Несколько лет назад, когда я уже была в сознательном возрасте, папа возил меня в свою деревню, откуда он родом. А потом рассказывал, что деревня эта — наше родовое гнездо. По случайному совпадению после этого рассказа я встретила свою однофамилицу, которая (неожиданно!) спросила меня «А ты была в этой деревне? Правда, что это наше родовое село?». Абсолютно незнакомый человек с такой же фамилией в первую же встречу спрашивает меня об общих предках! Представляете, как я удивилась?

В общем, вспомнила я о своем «родовом гнезде» и решила поискать информацию о нем. Заодно и вам рассказать. 

Деревня Зубаниха — так называется наше «родовое гнездо». Папа рассказывал, что вот еще лет 40 назад (то есть незадолго до моего рождения) деревня эта была полна людей, в основном — наших родственников разной степени родства. Сейчас в деревне уже очень мало осталось жителей, рядом строятся современные коттеджные поселки...

В общем, стала я искать что-то в интернете про Зубаниху. Упоминаний, прямо скажем, — кот наплакал.

яндекс.карты
яндекс.карты

Зубаниха — деревня в Дальнеконстантиновском районе Нижегородской области. Входит в состав Кужутского сельсовета. Находится в 26 км от Дальнего Константинова и в 53 км от Нижнего Новгорода. Близ деревни река Модан впадает в Пукстерь. В «Списке населенных мест» Нижегородской губернии по данным за 1859 год значится как владельческая деревня при речке Лаксангейке в 47 верстах от Нижнего Новгорода. В деревне насчитывалось 49 дворов и проживало 342 человека (151 мужчина и 191 женщина). В национальном составе населения преобладали терюхане. (с) Википедия

Где-то тут я поняла, что мои изыскания будут очень познавательными!

Смотрю, кто такие терюхане. Терюха́не — этнографическая группа мордвы, по всей вероятности эрзян, жили в 40 селениях Терюшевской волости Нижегородской губернии (ныне Дальнеконстантиновский район Нижегородской области). Ныне полностью слились с русским населением. (с) Википедия

Мордовские женщины из д.Борцова Сарлейская волость Нижегородский уезд Нижегородская губерния. Фото Б.Барро 1866 г.
Мордовские женщины из д.Борцова Сарлейская волость Нижегородский уезд Нижегородская губерния. Фото Б.Барро 1866 г.

Терюхане очень рано вступили в тесные контакты с русскими, но крещены были только в середине XVIII века, позабыв к этому времени эрзянский язык, сохраняя, однако, самосознание. Также дохристианские черты имела материальная и духовная культура терюхан, в частности одежда, орнамент, отличающиеся от других групп мордвы. Календарные, свадебные и похоронные обряды сохраняли целый ряд магических действий. Очень богат фольклор, особенно песенный.

Селения терюхан располагались по всему уезду начиная от Кудьмы по обоим берегам, в особенности по притокам её правого берега, таким как: Пичесть, Мианга, Тунеевка, Майданка, Пукстерь, Модан, Сетчуга, Кажлейка, Крага. 

По состоянию на 1859 год сохранялись исключительно в Нижегородском уезде и занимали 43 селения с населением 25317 человек. Ещё в 1920-х насчитывалось 25 селений, населённых терюханами, но в течение XX века они полностью утратили этническое самосознание, окончательно влившись в русский этнос. По переписи 2002 года в России указали свою принадлежность к терюханам лишь 15 человек. 

В нижегородском краеведении сложилось общее мнение, основывающееся на  археологических, исторических, этнографических, фольклорных и  топонимических данных, что "на горах" Богородского, Кстовского и  Дальнеконстантиновского районов с древности проживало (кроме славян)  исключительно эрзянское население.

Я даже нашла крайне интересную статью об эрзянах и терюханах.

Профессор, доктор филологических наук Н.В. Морохин располагает данными,  по которым последний старик терюханин, знавший свой язык и обряды, ушел  из жизни на рубеже 1960-х - 1970-х годов. Накатываясь на Терюшевскую  волость лавинообразными миграционными потоками, русские очень быстро  стерли терюхан с этнической карты - так же, как столетиями раньше  ассимилировали другие уже упомянутые финно-волжские племена: мерю,  мурому и мещеру. Нижегородский археолог И.С. Аникин считает, что процесс  обрусения терюшевской эрзи начался позднее XIV века. 

Первым упоминанием о терюханах, впоследствии как о независимой  этнографической группе, можно признать сообщение 1227 года, когда  владимирский князь Юрий Всеволодович "мордву отогнал от града [Нижнего  Новгорода], и жилища их и зимницы разорил: И повеле русским селиться по  Оке, и по Волге, и по Кудьме, и на мордовских селищах, где кто хочет". Под славянским натиском пригородная эрзя постепенно начала  отодвигаться на юг, ближе к родственным, коренным эрзянским племенам, с  VII по XIII век заселявшим бассейн реки Теши. Часть же эрзян предпочла  остаться в бассейне реки Кудьмы и на ее притоках, в дремучих лесах,  покрывавших в Средневековье территорию нынешних Богородского, Кстовского  и Дальнеконстантиновского районов. Именно оставшиеся в бассейне реки  Кудьмы и по ее притокам эрзяне впоследствии составили костяк населения,  которое по истечении веков сложилось в узколокальную этнографическую  группу, называемую терюшевской мордвой. Однозначно, что именно с этим  временем (после 1227 года) нужно связывать начало формирования  эрзян-терюхан во всем бассейне реки Кудьмы (по обоим ее берегам) и на ее  притоках, т.е. на территории не только современного  Дальнеконстантиновского района (в районе теперешнего села Дальнее  Константиново, как считает большинство исследователей), но и Кстовского и  Богородского районов в том числе. 

Скорее всего, на момент закладки  Нижегородского кремля в 1221 году в месте слияния Оки и Волги, и вообще  на современной территории Нижнего Новгорода, располагались небольшие  эрзянские поселения, население которых промышляло традиционными для  эрзян охотой, рыболовством и бортничеством, а также земледелием и  скотоводством. К сожалению, археологически проследить их остатки теперь  весьма проблематично ввиду интенсивного освоения городских земель.

Но! Вконтакте есть небольшое сообщество, активно интересующееся историей терюхан и даже проводящие летние раскопки в Дальнеконстантиновском районе. 

Еще об археологических раскопках можно почитать в этой статье.

Про саму мою деревню Зубаниху нет никаких упоминаний, но очень интересно почитать историческую справку про те места. Получается, что по отцовской линии во мне есть мордовская кровь. По материнской она точно есть — бабушка у меня на половину мордовка. Как интересно все складывается! 

Но основе раскопок женского погребения 16 века со Старосельского могильника есть вот такая реконструкция женского образа.

А вот это изображение сделано на основе фотографий 70х гг. 19 века.

Еще нашла вот такую реконструкцию женского традиционного костюма в одном из блогов ЖЖ.

А вот тут есть еще интересная статья про Терюшевское восстание, которое случилось в 1743 году и продолжалось еще 2 года до 1745 года. 

Началом послужило выступление населения против насильственного крещения,  проводимого епископом Нижегородским и Алатырским Дмитрием (Сеченовым).  18 мая 1743 года он прибыл в село Сарлей и, увидев близ церкви эрзянское  кладбище с деревянными намогильными срубами, приказал сжечь его.  Стихийно собравшиеся крестьяне напали на миссионеров. Епископу удалось  скрыться в погребе местного священника. В письме в губернскую канцелярию  он потребовал выслать воинский отряд, арестовать и отдать под следствие  зачинщиков, кладбища около церквей и сёл разорить.

В волость были направлены гренадерские и драгунские подразделения под  командованием генерал-майора Стрешнева и премьер-майора Юнгера. Отряд  Юнгера вступил в деревню Лапшиху. 26 ноября 1743 года началось сражение,  в результате которого плохо вооруженные повстанцы были разбиты: эрзян  было убито 74 человек, ранено 30, взято в плен 130 человек.

Несмеян Васильев был приговорён к сожжению, его сподвижник, бурмистр  деревни Клеиха Пумрас Семёнов — к смертной казни. Императрица Елизавета  Петровна указом от 15 июля 1744 года заменила смертную казнь вечной  каторгой в Сибири. Жестоким наказаниям подверглись остальные  руководители и повстанцы (282 человек). К середине 1745 года были  подавлены последние вспышки Терюшевского восстания.

Есть и такой текст о Терюшевском бунте. Текст воспроизведен по изданию: Терюшевский бунт // Русское обозрение, № 8. 1893.


А началось все с поиска информации о деревне Зубаниха=)

Единственное, что я нашла про нее — вот эта статья

Название деревни Зубаниха по преданию произошло от двух слов "Зуб" и  "Них" - имена разбойников, которые обитали в этих местах. Заселение же  этой местности началось после разгрома отрядов Степана Разина. Участники  восстания здесь обосновались. Население занималось в основном  земледелием, а в 1931 году был организован колхоз "Двигатель  революции".В 1951 году Зубаниха вошла в состав колхоза имени "9-го  января", в котором состояла и деревня Кужутки и посёлок Александровка. В  1959 году образовался один большой колхоз "Мир". В годы Великой Отечественной войны многие граждане деревни Зубаниха  участвовали в боях с немецкими захватчиками, 49 человек остались на  полях битв. В 1979 году в деревне Зубаниха насчитывалось 102 дома, в которых  проживало 174 человека. Из них 78 - трудоспособных граждан и 80  пенсионеров.

Историческая справка предоставлена архивом.

Видимо, за подробностями тоже надо обращаться в архив=)

Глядишь — так и начну рисовать свое генеалогическое древо=)

А вы знакомы со своими предками?


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded