moriko_amaya

Categories:

Как пережить отношения с работодателем-абьюзером?

«Сейчас так популярна тема абьюзерства, столько статей написано про то, как, зачем и почему надо бежать от абьюзеров. И хоть бы кто написал, как пережить отношения с абьюзером-работодателем!..» - подумала я, переживая очередной «разбор полетов» с начальницей по телефону. Остановилась и обдумала эту мысль. Почему я вспомнила про абьюз? Нормальная же работа, обычные рабочие отношения... Может, я сама все-таки виновата, что на меня опять наорали. Или нет? А если разобраться?

Картинка взята из интернета
Картинка взята из интернета

Одной из фраз начальницы в каждом «разборе полетов» является «Если так хочешь, я пойду к главному бухгалтеру и попрошу ее поменять нас местами, чтобы ты была начальницей и делала все, что делаю я!». В первый раз я ошеломленно молчала, во второй раз попыталась ее успокоить, не отвечая на этот риторический вопрос. Хотя очень хотелось сказать «А давай!» и злорадно посмотреть, что ответит она. Почему  же я не меняю работу? Все чаще звучит этот вопрос. И если честно ответить, то — потому, что боюсь. Боюсь не справиться на новом месте, ведь на старом мне так часто и в такой категоричной форме говорят, что я - плохой работник. Чего я только о себе не выслушиваю от начальницы и коллег. Каждый раз сильно переживаю, пью успокоительные таблетки, потом таблетки от головной боли, несколько недель хожу несчастная и прибитая, боясь поднять голову и вообще что-то сказать... «Может, я просто слишком чувствительная?» - снова нахожу оправдание. Делюсь своими переживаниями с близкими, а в ответ слышу - уходи с этой работы! «Куда же я пойду?» - снова думаю я, и опять мысли несутся по кругу. В моменты просветления, я пытаюсь анализировать сложившуюся ситуацию и понимаю, что она далеко нездорова, а начальница ко мне не справедлива. Но проходит какое-то время, я успокаиваюсь, работаю тихо-мирно... пока у начальницы не случается очередная истерика. Или пока кто-то из коллег не спихнет на меня ответственность за собственную ошибку. И опять по кругу...

Как пережить отношения с работодателем-абьюзером? Действительно ли нет ни одной статьи об этом? Как понять, что работодатель - абьюзер, а ты не виновата в таком отношении к себе?

Я наконец-то набралась сил начать. Начать разбираться в сложившейся ситуации, чтобы найти решение. Потому что сил больше нет терпеть это и мучить себя.

Все мы начитаны и знаем, что такое абьюз в семейных отношениях. Но как проявляется абьюз со стороны руководства?  Исследовательский центр портала «Superjob.ru» провел исследование на эту тему, его итоги приведены в таблице ниже:

Основные проявления абьюза на рабочем месте
Основные проявления абьюза на рабочем месте

Вроде, все понятно, но в то же время... Все мы воспринимаем одни и те же слова по-разному. Вот например, как выражается «плохое отношение»? Что считать «повышенным тоном»? Как именно выглядит «злоупотребление властью»?

«Следует разобраться в ситуации:  абьюзинг на работе и требовательное руководство – не одно и то же.  Жёсткие (авторитарные) руководители часто бывают очень харизматичными и  могут работать эффективно – это касается, например, российских компаний,  занимающихся строительством, промышленностью. Начальник-абьюзер – это  уже совсем другая история. Такой руководитель практически всегда  приносит организации убытки: лучшие сотрудники уходят, остальные –  работают хуже, чем могли бы. Важно, что речь идёт о постоянном,  систематическом психологическом давлении, эмоциональном насилии –  хамстве и унижении, злоупотреблении властью,  несправедливом/необоснованном распределении рабочих задач, материальных  благ и поощрений, придирках и т.п. (эксперты НИУ ВШЭ провели  исследование и выявили 21 индикатор абьюзинга). Простой пример: в  случае, если у вас начальник-абьюзер, ваши высокие результаты на работе  отнюдь не обеспечат вам психологический комфорт», — замечает основатель  рекрутингового агентства «ProPersonnel» Татьяна Долякова.

Все верно: чем больше я работаю, тем больше задач на меня валится. «Надо срочно сделать вот это! Сделала? На вот еще это сделай». А тем временем моя коллега, с которой мы выполняем общие обязанности, может попивать чаек и рассказывать о своей собачке. Самое невероятное было, когда она, наблюдая, как я мечусь по кабинету между компьютером, принтером и кабинетом начальницы,  высказала: «Хватит изображать из себя занятую! Что вы тут себе цену набиваете? Деловая какая! Это специально, чтобы меня позлить!» 

Картинка взята из интернета
Картинка взята из интернета

Когда-то нас было трое, но третья вдруг решила уволиться, сказала «Мне предложили работу поинтереснее». И вдруг выяснилось, что все ее обязанности ложатся на мои плечи. То есть раньше это было 1/3, а теперь — 2/3. Что сказала начальница? «Будет сложно — скажи». Угу, сказала. В ответ на меня удивленно посмотрели «И что? Не выдумывай! А то еще найду тебе работу, чтобы ты не отлынивала». 

Позвонить в пятницу в девятом часу ночи и вызвать на работу? Легко! «У нас такая работа, — говорят мне, — собирайся и приезжай!» Собралась и приехала. Просидела 2 часа в офисе, читая книжку на телефоне, потому что начальница так и не придумала для меня задание. Чем она сама занималась в офисе в такое время — мне неизвестно. С боем вытребовала себе разрешение уехать домой. В обмен пообещала прийти в офис на следующее утро, в субботу. Пришла к 10, ушла в 15. Никакого рабочего задания мне не дали, я снова сидела в телефоне, периодически спрашивая для себя задание. Когда мне в третий раз сказали «Подожди пока, потом скажу», терпение мое лопнуло и я ушла. Больше сверхурочно я не выходила. 

Ну, как не выходила... если только сама не считала, что нужно еще остаться поработать... Сами понимаете, что никакой оплаты за сверхурочную работу я не получила. Почему? Потому что руководство считает, что раз тебе приходится работать сверхурочно, то это ты сам виноват, плохо работаешь, не успеваешь вовремя закончить. В последней беседе с начальницей вдруг выяснилось, что уходить с работы вовремя — это моя прихоть, и начальница мне ее позволяет, а я, такая неблагодарная, не ценю этого. 

Проявления абьюза могут казаться незначительными, жертвы часто не уверены  в том, что они правильно оценивают ситуацию. Но если вас регулярно  заставляют чувствовать себя униженными, можете не сомневаться, вы имеете  дело с психологическим насилием.

Униженным... Да, и такое было... Когда моей коллеге, той самой, с собачкой, вдруг показалось, что я с ней грубо разговаривала. Она пошла к начальнице и пожаловалась на меня. Начальница, в свою очередь, вызвала меня к себе, отчитала и заставила извиняться. На мои вопросы «Как? Когда?» я «обидела» коллегу ответа я не получила. Делать нечего — пошла и извинилась, хотя абсолютно не понимала, за что я должна извиняться. Как думаете, что было дальше? Ничего хорошего. Коллега вечно валит на меня ответственность за свои ошибки, жалуется начальству, что я ее обижаю... А начальство верит, потому что... Не знаю, не хочу искать объяснение, почему ей верят, а мне — нет. «Не очень-то вам помогло извинение», — сказала мне тогда начальница. Как оно должно было «помочь», интересно мне? 

Картинка взята из интернета
Картинка взята из интернета

Можно ли в подобного рода ситуациях защитить и обезопасить себя и свои профессиональные границы от различных проявлений абьюза?

Эксперты рассматривают 2 варианта  развития абьюз-событий: первый связан с мирным решением вопроса внутри  компании, второй – в случае невозможности урегулировать конфликт –  предлагает сменить место работы. Реакций же на те или иные абьюзные  ситуации и выбираемых стратегий поведения может быть гораздо больше. К примеру, в исследовании говорится о  4 типовых стратегиях. 

Первую группу авторы исследования назвали  «Пренебрежение». Сотрудники, попавшие в неё, после столкновения с  «враждебным» поведением руководителя снижали рабочие усилия/работали  «вполсилы»/уклонялись от ответственных поручений (16%), снижали  требования к трудовой дисциплине (могли опаздывать или, наоборот,  уходить пораньше, а также в рабочее время заниматься решением личных  дел) (10%), ухудшали качество работы (6%).

Вторая  группа обозначалась как «Лояльность». Её характерная черта – полное  бездействие пострадавшей стороны. Работники предпочитали ничего не  делать и не предпринимать, надеясь, что всё утрясётся само собой (22%),  либо просто старались не обращать внимания на происходящее (14%) или  «войти в положение» начальника (6%).

Третья  – «Голос». В ней собрались те специалисты, которые не намерены  безропотно подчиняться оказываемому давлению. Они обращались за  поддержкой к другим руководителям или коллегам (19%), спорили с  начальством и пробовали защитить свои интересы (9%), предупреждали о  намерении сменить работу (5%).

Четвёртая  – «Выход». В неё вошли те, кто полагает, что разрешить развязавшийся  конфликт возможно только через смену работодателя. Сотрудники либо уже  задумывались о том, что пора найти другую работу (33%), либо  предпринимали конкретные шаги в данном направлении и изучали объявления о  вакансиях, рассылали свои резюме (27%), либо обращались за помощью к  родственникам и знакомым (14%).

(Отрывок из статьи «Абьюз на работе»)

Как ни грустно это осознавать, но я отношусь ко второй группе. Не потому, что я такая лояльная, нет. Потому что стала психологически уязвимой к приемам абьюзера-работодателя. 

Картинка взята из интернета
Картинка взята из интернета

Когда-то давно (всего-то 4 года назад) я пришла на эту работу, полная оптимизма и вдохновения. Я видела большие перспективы для себя в работе  на эту огромную корпорацию. Представляла себе, как я, привычно быстро и легко, получаю новые опыт и знания, практические навыки, повышаю свой профессионализм. Как мы с коллегами мудро и ловко ведем нашу компанию к небывалым прибылям, как налоговые остаются с носом, а аудиторам не к чему придраться. Мда... Не так я себе все представляла...

Как распознать в себе возможную жертву психологического насилия и  противостоять этому? В одной из немногочисленных статей на тему работодателей-абьюзеров есть несколько советов:

  • Быть честным с самим собой. Если более двух раз за неделю в голову  приходит мысль о смене места работы, то надо четко отдавать себе отчет, в  чем причина этих мыслей: вы не справляетесь или вас недооценивают?
  • Если недооценивают вас, то поднять эту тему в разговоре с  руководством. Если конструктивной беседы не получилось, то переходить к  действию, то есть – искать новую работу.
  • Самокритика должна быть здоровой, то есть не переходить в бесконечное самокопание и самообвинение.
  • Всегда знать свою реальную стоимость на рынке труда. Ее не нужно  озвучивать в разговоре с руководством, да и вообще, с кем бы то ни было,  ее нужно просто ЗНАТЬ. Потому как, если человек знает свою цену, это  считывается по его поведению, и сдерживает в отношении него лишние  инсинуации.
  • Быть готовым к любым поворотам в профессиональной карьере, в том числе, к увольнению. Иметь финансовую «подушку безопасности».
  • К увольнению относиться как к новой возможности – возможности изменить жизнь.

Почему, в основном, все заканчивается поиском новой работы? А потому что нет в нашей стране нормативно-правовой базы для защиты жертв работодателей-абьюзеров. Вернее, база-то есть, но ты сначала сумей доказать, что руководство над тобой издевалось. В этой статье есть отдельный пункт Абьюз на работе: защищает ли от него закон? о том, что «в российской судебной практике ещё нет случаев разбирательств, связанных с проявлением психологического насилия  на рабочем месте. Основная масса дел, которые рассматриваются судами,  связана с понуждением к увольнению и, к сожалению, не встречается  положительных решений, вынесенных на основании установленного судом  факта, что увольнение произошло в связи с психологическим насилием». Так что, господа и дамы, мы беззащитны.

Картинка взята из интернета
Картинка взята из интернета

Мне бы не хотелось заканчивать свой пост на такой плохой ноте, но вот так вот выглядит наша действительность. 

Какие выводы сделала я для себя? Нужно искать другую  работу! Вот сегодня соберусь с силами и завтра обновлю свое резюме!

А вы сталкивались на работе с абьюзерами?

Пост написан на злобу моего дня.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded